Грозовский Михаил
А-Г
Грозовский Михаил
Родился в 1947 году, ведет литературную студию «Красная Пресня», печатает в «Кукумбере» замечательные стихи, в основном, о животных. То есть, конечно, еще и о людях, на которых эти животные похожи. Или не похожи. Но все – с характерами. Как тот малыш-муравей, который «срезал» укушенного им героя стихотворения «Какая-то рыжая крошка…»:
«Я к вашему брату не лезу,
ты к нашему брату не лезь».
Оказывается, герой с муравьем «понарошку играл», то есть, видимо, тыкал в него чем-нибудь, за что и получил укус и гордый словесный отпор.
А какой чудный ослик в одноименном стихотворении! Тут целая драма разыгрывается, оттого что «однажды с невиданной силой в голову ослику думка вступила»… Жил он себе, работал, не задумываясь, а тут такая беда приключилась: мысль в голову вошла! И ослик остановился, застыл, замер: «думка вступила, а ослик стоит». Драма, как и было сказано!
Есть у Грозовского и тонкие лирические стихи. Вот две строчки их стихотворения «Лоси»: «Вечер на цыпочках вышел и встал на откосе»; «Вынесли в город дыханье свободы и хвои».
Звук для него важен, как и для всякого поэта, но, выстраивая оригинальные звуковые ряды, он обязательно «зацепит» свою главную мысль – об уважительном отношении ко всему живому, не допускающем презрения даже в интонации. Вот, кажется простая скороговорка:
Хрящик грозно грызла рысь,
И сказал я рыси: «Брысь!»
«Сам ты брысь!» – сказала рысь,
Продолжая хрящик грызть.
А мысль-то такая же, как в стихах про муравья – не приставай понапрасну! Иди своей дорогой! В наше время экологического дисбаланса и всеобщего неуважения эта не явно, не в лоб высказанная мысль окажется для детей очень ценной. В общем, программном, так сказать, виде она звучит у Грозовского так:
Всем – хоть Слон ты, хоть Собака –
солнце светит одинако-
во!
Какая благодать!
Верь! – Червяк ты или Дятел –
мир устроен замечатель-
но!
В словах не передать!
Сходные мотивы поэт нашел в стихах своего собрата из Дании Хальфдана Расмуссена, которые перевел с видимым удовольствием и восхищением, поскольку стихия игровой народной поэзии ему и самому близка. А стихотворение «История эта правдива вполне…» – про маленького человечка и маленькую мышку, которые пели громкую песню, – еще одно воплощение мотива доброжелательных, дружеских отношений.
Не могу не отослать вас и к замечательному циклу «Говорящие вещи», в котором продолжается развитие важной в стихах Грозовского темы уважения к личности: герои, обыденные вещи, постоянные и незаметные спутники нашей жизни – вилка, утюг, метла, дверь, форточка, холодильник и т.д. – проявляют себя как ЧАСТИ МИРОЗДАНИЯ, не меньше!
Ольга Корф
Этот человек случился в моей жизни, как случаются только самые чудесные и добрые события. Потому что сам он – именно такое событие. Ну, скажите, кто ещё способен, бросив все дела, поехать на другой конец Москвы, чтобы поговорить с практически незнакомым человеком только потому, что тебе очень близки его стихи и мысли? И так поговорить, что с первой минуты, с первого взгляда этих светлых и совсем не грозовых, вопреки фамилии, глаз ты чувствуешь себя так, словно вы знаете друг друга уже миллион лет. А Михаил Грозовский способен. И хотя за этот совместный миллион лет вы уже научились понимать друг друга почти без слов, но всё же твой собеседник явно прожил на земле не на один миллион лет больше, чем ты сам, так богата и непроста его судьба, которой позавидовали бы иные джеклондоновские герои. Но этот суровый путь не ожесточил его сердце, оно полно того трепетно нежного отношения ко всему живому, особенно к старикам, детям и животным, по которому и узнаются все ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ хорошие и истинно добрые люди.
Кто ещё будет искать для тебя по всем магазинам земляничное варенье, а потом переживать из-за того, что оно оказалось недостаточно земляничным, без этой особенной горчащей лесной душистости? А Михаил Грозовский будет. Почему именно земляничное? Потому что о нём идёт речь в одном из его стихов, который так понятен тебе, что кажется, будто ты сам его и написал, или что автор написал его специально для тебя.
Хотя оно написано для всех.
Вообще, очень многие его стихи не поддаются делению на взрослые и детские, они именно ДЛЯВСЕХНЫЕ. Каждый найдёт в них что-то созвучное себе. И это что-то, увиденное порой в самых обыденных вещах, сказано так кратко и так пронзительно точно, что порой хочется колотить кулаком по столу от восторга.
Только на стол рука у тебя уже никогда не поднимется, потому что теперь-то ты знаешь, что стол – это на самом деле слон, пусть без ушей и хобота, но не это в слоне ГЛАВНОЕ. А что в слоне ГЛАВНОЕ – это и есть та великая тайна, которую открывает нам Михаил Грозовский. Как ему это удается? Может, он действительно живёт на нашей планете много миллионов лет и научился понимать окружающий мир с полуслова? А может, когда он был физиком и занимался лазерами, которые, как известно, – родня гиперболоида инженера Гарина, то тоже изобрел какой-нибудь гиперболоид, или гипергрозоид? И луч этого гипергрозоида тоже способен проникать во всё на свете, в том числе и в нашу душу, но не сжигает, и не разрушает, как его фантастический собрат, а делает лучше, чище и светлее.
Ольга Святкова
Публикации:
Упрямый мяч; Ночью — переводы с удмуртского из Иосифа Иванова (#10 2011)
Мокнет ли гусь? Солнечный суп (перевод с удмуртского из Иосифа Иванова) (#07 2011)
Форточка; Окно было настежь… (#05 2011)
Царевна – лягушка; Удав; Моя мама (#06 2010)
В дебрях ночи есть время такое… (#09 2009)
Подсолнух — перевод из Халфдана Расмуссена (#08 2008)
Про козу; Кот; Пес; Волк (#1 2007)
Из книги “Говорящие вещи” (#07 2007)
О Владимире Еременко (#3 2006)
По мотивам произведений Хальфдана Расмуссена (#2 2006)
Дорте (по мотивам произведений Хальфдана Расмуссена) (#10 2005)
Всем — хоть Слон ты, хоть Собака; Ослик; Муравей (#4 2004)
Из Хальфдана Расмуссена: История эта правдива вполне; Друзья! Я должен вам сказать (#3 2004)
Лошадка; Между прочим; Всем — хоть Слон ты, хоть Собака (#9 2003)