Гений — это четко сформулированное детство; Одинокая варежка; Мне грустно думать про сову; Настоящая русалка; Без дедушки; Бродячий кот

Яснов Михаил — Гений — это четко сформулированное детство; Одинокая варежка; Мне грустно думать про сову; Настоящая русалка; Без дедушки; Бродячий кот

Рубрика: Письмо читателю

Лидия Корнеевна Чуковская в своих «Записках об Анне Ахматовой» вспоминает такой занятный эпизод: дети, которым Осип Эмильевич Мандельштам подарил свою детскую книжку, попросили его:
– Дядя Ося, а нельзя ли эту книжечку перерисовать на «Муху-Цокотуху»?

Вспомните себя, когда вы были еще маленькими, – каждый мог сказать про себя так: я люблю то, что знаю, и всегда хочу иметь при себе то, что знаю и люблю.

Это относится и к стихам, если, конечно, стихи живут рядом с вами. Кому не приходилось быть свидетелем того, как начинающий любитель поэзии запоем читает стихотворение – отрывок из той же «Мухи-Цокотухи», или Маршака, или Барто, или Пушкина, – а на вопрос, кто эти стихи написал, гордо отвечает: «Это я придумал!» Или: «Это я сочинил!»

В раннем детстве мы не отделяем себя от понравившегося стихотворения: это – мое! А о том, что у стихотворения есть автор, мы и думать не думаем. Надо, чтобы мир вокруг раздвинулся, чтобы в него вошли многие абстрактные понятия, – тогда ребенок сможет представить, что такое поэт и как с ним общаться.

Двадцать лет назад два бельгийца – поэт Пьер Коран и педагог Робер Кюсс – выпустили книгу «Рожок для муз», в которой собрали ответы детей на вопросы: «Что такое поэзия?» и «Кто такой поэт?»

Поэзия… «это песня без музыки», – сказала маленькая Коринна; «это история, которая поет», – сказала Софи; «это словно мячик катится по земле», – ответил десятилетний Жан-Мари; «это радость жизни, которая заключена в тексте», – заметил умудренный жизнью Марсель; «это утешение, когда я одинока», – вздохнула чувствительная Ширли… «Если не будет поэзии, что нам останется?» – подытожила двенадцатилетняя Соня.

А кто же такой поэт?

«У поэта длинные волосы и широкие штаны» (Филипп, 10 лет). «Я его представляю красивым, любезным, усатым, высоким, пожилым. Он крепко держится на ногах, а они у него длинные» (Жерар, 11 лет). «Это холостой мужчина, умный, он труженик, он всех любит и часто у него не хватает времени, чтобы выспаться» (Анри, 11 лет). «Поэт красивый. Это мальчик с каштановыми волосами и голубыми глазами» (Анни, 10 лет) «Он размышляет с утра до вечера. Он мало спит и встает по ночам, чтобы писать стихи. У него черная борода. Поэт любит детей и с нежностью относится к своей жене» (Жоэль, 11 лет). «Поэт?.. Пожалуйста: это Виктор Гюго, он написал все басни Лафонтена!» (Жоан, 10 лет).

На основе этих и многих других ответов авторы книги создали особый «фоторобот» поэта – каким его видят дети. Прочитав «Рожок для муз», я часто задаю подобные вопросы и нашим младшим школьникам и получаю очень схожие ответы. И надеюсь, что хоть в какой-то мере соответствую тому образу, который складывается в сознании моих читателей.

Французский поэт Шарль Бодлер сказал: «Гений – это четко сформулированное детство». Хорошо бы об этом хотя бы изредка вспоминать.
Михаил Яснов

ОДИНОКАЯ ВАРЕЖКА

Ветер вихри закручивал,
Вьюга выла, визжала…
Одинокая варежка
На дороге лежала.

Одинокая варежка
Вся промерзла, промокла,
Вместе с вьюгою варежка
Билась в двери и стекла.

Подберу-ка я варежку,
В тёплом доме согрею,
Положу её, стылую,
На свою батарею.

Напишу объявление
На листке, посерёдке,
Потерявшему варежку
Сообщу о находке.

Пусть читают прохожие
На столбе, возле парка,
Где висит объявление:
«Потерялась овчарка…»

МНЕ ГРУСТНО ДУМАТЬ ПРО СОВУ

Мне грустно думать про сову,
Я так неправильно живу:
Я не дружу с совою —
Гуляю сам собою.

А каково ей там, в лесу,
В очках на стареньком носу
На ветке ждать заката,
Покуда спят совята?

Ты прилетай ко мне, сова,
На луг, где мягкая трава,
А хочешь, над рекою
Поухаем с тобою?

Мне говорят:
– Напрасный зов!
Теперь осталось мало сов,
Сова – лесная птица,
Она людей боится!..

Но я не верю, я зову
Мою очкастую сову.
Я сам в очках, не скрою, – v Я подружусь с совою!

БЕЗ ДЕДУШКИ

Умер дедушка. Тихо в квартире.
Только мама нет-нет да вздохнёт.
Двину пешку е-2 е-4
И за дедушку сделаю ход.

И за дедушку гляну в окошко,
Посмотрю, что творится внизу.
И за дедушку утром картошку,
Встав пораньше, домой принесу.

Не читается новая книжка.
Не бежится к ребятам в подъезд.
И за дедушку младший братишка
Больше ложку овсянки не ест.

БРОДЯЧИЙ КОТ

Бродячий кот,
Бродячий кот,
Он за углом кого-то ждёт,
Он на меня глядит в упор
С печалью и тоскою,
Но не желает разговор
Поддерживать со мною.

Влез, бедолага, на карниз.
Нелепо звать его «кис-кис!»
Не отзовётся он никак
На ласку и на кличку.
Глядит на вас, как на пустяк,
Брезгливо, как на птичку.

Уходит в ночь бродячий кот,
Но что-то нас томит и жжёт.
И мы, минуя тёмный двор,
Спешим до поворота,
И наш недавний разговор
Смолкает отчего-то.

НАСТОЯЩАЯ РУСАЛКА

Обидели.
Родителей покину.
Засуну две ноги в одну штанину
И буду, как русалочка с хвостом,
Передвигаться по полу
Ползком.

Пускай вопят родители от горя —
Я уползу!
Как долог путь до моря!
Там запах ила,
Грохот якорей…
Я доползу!
Хотя бы до дверей!

Обидели ребенка —
И не жалко.
Ползу и плачу в комнате пустой…
Вот стану
Настоящею русалкой,
Тогда и вы
Наплачетесь со мной!