Муромский святой, княжий дядька и поповский сын
Ярославцева Анастасия — Муромский святой, княжий дядька и поповский сын
Рубрика: Героическое интервью
– Что-то нашего специального корреспондента Васи Пёрышкина не видно, – задумчиво произнес Главный Редактор, просматривая статьи. – Задерживает материал.
– Наверное, занят, – робко предположила машинистка Настя Ярославцева. – Очередное сенсационное интервью берёт. Ушёл с головой в поставленную задачу, вот его и не видать.
– Слишком глубоко ушёл, – проворчал Главный Редактор, щелкая Большими Редакторскими Ножницами над очередной статьей. – А если не сдаст тему в срок? Что мы делать будем? А?
– Вас не поймешь, – вмешалась Очень Технический Директор Аня Немальцина. – Человек, можно сказать, всю душу в работу вкладывает, а вы еще и недовольны! А интервью он в срок сдаст, будьте уверены. И дня не пройдёт, обязательно объявится!
И тут на столе заливисто задребезжал телефон.
– Вот видите? Это он, я уверена! – торжественно сказала машинистка Настя и сняла трубку. Но в аппарате что-то хрюкало и пищало.
– Вася, это ты? – позвала Настя. – Вася, перестань хрюкать и говори, как человек!
Вслед за этим в трубке хрустнуло, словно маленький взрыв, и наступила тишина.
– Я и не хрюкаю! – обиженно произнёс Васин голос. – Это телефон неисправный, вот он и хрюкает. Я по нему долбанул кулаком, сразу все исправилось.
– Пёрышкин, ты где? И кто тебе разрешил стучать кулаками по телефону? – сердито спросил Главный Редактор взяв трубку на параллельном аппарате.
– А кто мне запретит, я же из будки звоню! – отмахнулся Вася. – У меня срочная информация! Записывайте: богатыри были на самом деле!
– Откуда такая уверенность? – засомневался Главный Редактор.
– Илья, вы, наверное, самый старший из богатырей?
– Нет, сынок, что ты. Мы все младшие – и я, и Добрыня, и Алёша Попович – мы все кто в конце десятого века жил, а кто и попозже.
– А что, были ещё и старше?
– Конечно, были. У кого бы мы богатырскую науку постигали? Старшие – это Святогор-богатырь, Волх-богатырь, Дунай-богатырь, Потык…
– Дунай – это река такая. Его в честь реки назвали, да?
– Что ты, что ты! Река Дунай – это и есть богатырь. Ты разве былин не читал? Он взялся состязаться со своей женой-богатыршей и убил её, а потом заколол себя копьем. Из его тела и потекла Дунай-река.
– Разве так может быть?
– В прежние времена всё могло быть, – вздохнул Илья.
– Но ведь наукой это не доказано!
– Какая наука, сынок! Это так давно было, что и доказать нельзя!
– А когда былины начали появляться?
– Первые былины (в них как раз о старших богатырях и повествуется) народ сложил уже к девятому веку. Их называют мифологическими. Второй цикл – былины киевские. А третий – Владимиро-Суздальские. Это уже про нас, про богатырей младших.
– Много же народ про вас насочинял! В жизни не прочесть…
– Скажешь тоже – «насочинял». Обидно это. Народ наши дела приукрашивал, не без того. Но мы все действительно существовали и действительно воевали за землю Русскую, за князя с княгинею. Меня за это даже к лику святых причислили…
– Не может быть!
– Почему же не может… Отправляйся в Киево-Печерский монастырь, под ним есть пещеры, там моя гробница. Если не испугаешься – проверишь.
– Вы в самом деле родились в земле Муромской, в селе Карачарово? И на печи вы тридцать лет просидели?
– И это было, не скрою. Вылечился я чудесным способом, потому что мне предназначено было стать богатырём, Русь-матушку от врага защищать, служить князю Владимиру.
– Какому Владимиру? Их же два было – Святой и Мономах!
– Верно, два… В былинах их образы слились в один – не очень хороший, я тебе скажу!
– Ага. Коварный, жестокий…
– Ты думаешь, легко государством править? Потруднее, пожалуй, чем палицей махать! Я служил не Киевскому князю, а Владимиро-Суздальскому – Мономаху. Это было в начале двенадцатого века.
– Неужели Соловьи-разбойники тогда еще водились?
– Разбойники всегда водились. Прятались на дорожках прямоезжих, с громким посвистом бросались на путешественников, грабили. Только в былине не конные дорожки имеются в виду. Это были пути по Днепру к Черному морю и по Волге – к Каспийскому. А по берегам рек засады устраивались на богатые купеческие корабли. Это и хазары, и печенеги, и половцы. С тринадцатого века – волжские и крымские татары. Вот мы, богатыри, княжие дружинники, эти дороги и очищали. Это был подвиг, на который не всякий смельчак решится.
– Тогда понятно, почему Соловей с родственничками на одно лицо были.
– Не совсем так. Татарина от татарина отличить можно. Это – отголосок другой истории – о маленьких диких лесных племенах, члены которых из поколения в поколение женились на своих сестрах. Мы встречали таких в наших странствиях. Но они не разбойничали, жили охотой, бортничеством (по-вашему, пчеловодством).
– А Добрыня – он тоже с вами служил?
– Нет, он на самом деле жил во времена Владимира Святого – того, что Русь крестил. Добрыня Никитич, посадник новгородский, а затем воевода киевский, был дядей Владимиру и даже помог тому в некотором роде занять престол. В 970 году Святослав оделял своих сыновей землями. Ярополка он посадил в Киеве, Олега – у древлян. Но тут пришли новгородцы, и пригрозили отделиться, если Святослав не даст им князя. Тогда Добрыня уговорил новгородцев попросить княжить Владимира – внебрачного сына Святослава и ключницы Малуши. Князь выполнил их просьбу и посадил Владимира в Новгороде. Об этом рассказывает Повесть Временных Лет, но в былинах не осталось этой истории.
Зато осталась другая – как Добрыня сватал князя Владимира. Действительно, дядя помогал князю, когда тот в 980 году решил жениться на полоцкой княжне Рогнеде.
– Его борьба со Змеем – тоже выдумка?
– Нет, тут скорее речь идёт о метафоре. Знаешь такой литературный прием? В 990 году, после того, как стольный град Киев был покрещён, а языческие идолы частью порублены, а частью сброшены в Днепр, Добрыня с Путятой (другой воевода князя Владимира) отправились крестить огнём и мечом Новгород. Жители не хотели расставаться с богами предков. Особенно почитали в торговом городе Велеса – покровителя скота, торга и подземных богатств. Велеса изображали в виде змея, поэтому народ изобразил поход христианина Добрыни против язычества, как борьбу со Змеем.
Летописи повествуют, что, порубив идолов, Добрыня обратился к новгородцам со словами: “Что, безумные, сожалеете о тех, кто сам себя защитить не смог, какую пользу вы от них ждали?” Так что на деле поход оказался не таким опасным, как его описывают, хотя новгородцы вполне могли подняться против богатырей.
– Путята в былины не попал?
– Напрямую – нет, но имя его народная молва сохранила. Оно преобразовалось в образ Забавы Путятишны, которую Добрыня освобождает от Змея.
– А третий ваш товарищ, Алёша Попович – при каком из Владимиров жил?
– Если верить былинам, Алёша покуражился при обоих князьях разом. При Владимире Святославиче он воюет против печенегов, а при Владимире Мономахе – противостоит половцам. Но на самом деле его звали Александр, и жил он в начале XIII века. Реальный Александр Попович был участником сражения между ростово-суздальскими и новгородскими войсками на реке Липице в 1216 году. Погиб он в сражении при реке Калке в 1223 году с семьюдесятью другими русскими богатырями.
Прототипом его противника – Тугарина – стал половецкий хан Тугоркан, ставший в 1094 году тестем Святополка и убитый киевлянами в 1096 году. Следствием этого слияния эпох и героев стал интереснейший былинный ход – Алеша Попович убивает своего противника не в чистом поле, а на пиру у князя, за то, что хан начинает приставать к жене Владимира, княгине Апраксе.
– Значит, никаких чудовищ богатыри не убивали?
– Нет, противники у нас были не о трёх головах огнедышащих. Но от этого они были не менее опасными. Это были хазары, печенеги, половцы, татарские орды. Так что княжеским дружинникам редко приходилось подолгу отдыхать на княжеских пирах в столице…
– Всё, – растерянно произнесла Настя, убирая трубку от уха. – Обрыв связи, наверное… Интересно, откуда он звонил?
– Из какой-нибудь библиотеки, наверное, – равнодушно пожал плечами Главный Редактор. – Не мог же он в древних временах телефонную будку найти…
– Не мог? – недоверчиво переспросила Настя, берясь за расшифровку стенограммы разговора. – Вася ещё не то может…
Внимание, ребята! В интервью Илья Муромец допустил одну историческую неточность. Какую?
Ответ:
Илья назвал Мономаха князем Владимиро-Суздальских земель, а в начале двенадцатого века это княжество называлось ещё Ростово-Суздальским. Владимиро-Суздальским оно стало при князе Андрее Боголюбском, перенесшем в начале 1170-х столицу из Ростова во Владимир.
Интервью расшифровала и исправила ошибки Настя Ярославцева