Стариков Алексей
Л-С
Стариков Алексей
Алексей Стариков – один из самых ярких авторов «Кукумбера». Он обладает редкостным даром – слышать мелодию современности. И вместе с тем его стихи органично продолжают славные традиции классической русской поэзии. В своё время Алексей Стариков был участником второго (1980 г.) и третьего (1981 г.) Всесоюзных семинаров молодых писателей, пишущих для детей и подростков, которые проводились в Ленинграде при журнале «Костёр». Тогда начинающие авторы имели возможность общаться с такими мастерами слова, как Валентин Берестов, Лев Кузьмин, Радий Погодин, Святослав Сахарнов, Николай Сладков и многими другими. Многое могли они почерпнуть и из общения друг с другом. Тогда атмосфера доброжелательной, честной и конструктивной критики помогала молодым творчески подходить к вечным вопросам детской литературы.
В одном из стихотворений Алексея Старикова есть строчки, которые привожу как эпиграф его творчества:
Не капитаном,
Пусть простым матросом!
Пусть пассажиром!
Только бы поплыть…
«Морская» тема близка любому мальчишке. Корабли, паруса, море, отважные матросы – из мира детских грез. Мне кажется, наиболее благодарные его читатели – подростки, которые находят в стихах Старикова то, без чего их жизнь невозможна: романтику поиска, дерзания, мечты. Конечно, находят не только они. Читаешь стихи Старикова, и весьма спорная мысль о том, что хорошие стихи не имеют возрастного адресата, делается бесспорной.
Алексей Николаевич Стариков, член Союза писателей СССР и Национального союза писателей Украины, родился в 1945 году в селе Аннино Ленинского района Московской области. Ныне это – район Москвы, название которого сохранилось в названии станции метро «Аннино». Вскоре после рождения он переехал с родителями в Казахстан, а с 1951 г. живёт на Украине в городе Кривом Роге. После окончания школы Стариков учился на электротехническом факультете Криворожского горнорудного института, потом служил в армии в должности командира танкового взвода. Затем работал научным сотрудником, учился в аспирантуре, защитив в 1975 году кандидатскую диссертацию, ушёл на преподавательскую работу. Писать стихи начал еще во время учёбы в институте.
Впервые стихи для детей были напечатаны в 1976 году в городской газете, а первая журнальная публикация состоялась в 1978 году, в журнале совсем не литературном. Вот что поведал об этом автор: «Необычной была история этой публикации. Для того, чтобы было понятно, в чём состоит её необычность, ст?ит познакомиться с содержанием стихотворения «Необыкновенная девочка»:
Ей было тысяча сто лет,
она в сто первый класс ходила,
с собою п? сто книг носила —
всё это правда, а не бред!
Когда, пыля десятком ног,
она шагала по дороге,
за ней всегда бежал щенок
с одним хвостом, зато — стоногий!
Она ловила каждый звук
своими десятью ушами,
и десять загорелых рук
портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
рассматривали мир привычно…
С такой девчонкой необычной
и вы встречались, и не раз!
Приём, использованный автором в стихотворении, современным школьникам, знающим, что для представления информации при компьютерной обработке данных используется двоичная система счисления, конечно же, понятен: число 2 (количество рук, например) в двоичном представлении отображается числом 10, число 4 (количество ног у щенка) — числом 100 и т.д. Но, если учесть, что стихотворение было написано 30 лет назад, когда ещё не было персональных компьютеров, и ни о какой массовой компьютеризации и информатизации общества речь не шла, такое стихотворение могло показаться сложным для понимания».
Потому-то в редакции журнала «Костер» в свое время не приняли эти стихи, что посчитали их недоступными пониманию читателей, не имеющих специальной математической подготовки. Однако автор, особенно не рассчитывая на успех, отослал стихи в научно-популярный физико-математический журнал академии наук СССР и академии педагогических наук СССР «Квант», в котором публиковались условия различных задач, многочисленные формулы, чертежи, таблицы и графики — словом, всё, что угодно, кроме стихотворений. К его огромному удивлению, это стихотворение было опубликовано в виде загадки! И сопровождалась забавной цветной иллюстрацией, на которой была изображена многоногая, многорукая и многоглазая девочка в компании с лохматой собачонкой, напоминающей тысяченожку.
Как летит время! Уже и компьютеры прочно вошли в нашу жизнь, и дети в постижении компьютерной грамотности продвинулись много дальше взрослых… А у «Необыкновенной девочки» было забавное продолжение: много лет спустя после истории с «Костром» и «Квантом», неожиданно для автора, оно было напечатано ещё в одном издании, не предназначенном для поэтических произведений, а именно — в томе «Математика» серии «Энциклопедия для детей» издательства «Аванта».
Потом были многочисленные публикации в популярных советских детских журналах: «Искорка», «Костёр», «Колобок», «Мурзилка», «Пионер», в издававшемся на Украине журнале «Барвинок» и др., а также в коллективных сборниках и антологиях, издаваемых как на Украине, так и в России. Первая книга стихотворений Алексея Старикова для детей – «Как поймать кита» – была издана в 1982 году киевским издательством «Веселка». С тех пор в украинских и московских издательствах появилось ещё десять книг для детей, среди которых: «Сколько у звезды лучей» (1983), «Знаю сам» (1985), «Самое главное» (1986), «Сообщите по адресу» (1986), «Мир голубой стрекозы» (1989), «Мальчик Ой», (1990), «Мастер Грох», (1990), «Пока учитель не пришел» (1991). Отдельные стихотворения Алексея Старикова неоднократно включались в учебники и хрестоматии, изданные, как на Украине, так и в России.
Сейчас Алексей Стариков – постоянный автор таких популярных детских изданий, как журнал «Познайка» (Украина), а также российских журналов – «Кукумбер», «Весёлые картинки», «Миша», «Мурзилка» и др.
Стихи, опубликованные в «Кукумбере», чрезвычайно разнообразны. Мы найдем и классическую пейзажную лирику, близкую к той, что раньше называли медитативной, встречаются и стихи юмористические, стихи о современных детях, о других популярных в наши дни персонажах, вроде космонавтов и роботов…Традиционные темы и мотивы Стариков осваивает по-новому, показывая читателям, насколько бесконечна фантазия. В обыкновенном пауке он находит сходство с современным провайдером («Паук-провайдер»). Встреча стрекозы с вертолетом превращается в забавную историю, высмеивающую высокомерие и хвастовство. Реальные и фантастические герои живут, действуют, чувствуют в его стихах, помогая читателям увидеть доселе невидимые краски, услышать доселе неслышимые звуки в окружающем мире. Его поэзия поднимает читателей над прозой бытия, заставляет поверить, что “нет мечте мальчишеской предела”, останавливает перед прекрасным. В поэзии Старикова очень важен цвет. Он может быть отчетливо конкретным, как в замечательном стихотворении “Разноцветные струны”, где мелодия лета, как и мелодия жизни, складывается из разных цветов, в том числе и черного:
А Чёрные струны,
обычно молчали.
Но если
я к ним прикасался
случайно
в цветные аккорды
те струны вплетали,
холодные
чёрные ноты
печали.
А может своей неотчетливостью подчеркивать более важные для создания настроения определения:
Далек и хрупок
бледный горизонт,
горячий снег
дробится в светлых бликах.
И облако высокое
плывет
над горизонтом
медленно и тихо.
О поэзии Старикова можно написать целый трактат, настолько он интересный поэт, но оставляю это ученым дамам и джентльменам, и напоследок просто процитирую еще одно стихотворение, значительно отличающееся от таких мне приятных романтических стихов о природе, но такое близкое мне по тематике:
Соревнование у нас:
в футбол играем – класс на класс.
А я – сижу в запасе!
Растет не в нашу пользу счет.
И ясно, почему растет:
ведь я сижу в запасе!
Не клеится игра, хоть плачь!
Сейчас окончен будет матч,
а я сижу в запасе!
Вот и свисток. Пять – ноль! Разгром!
…Но только я-то здесь при чем?
Ведь я сидел в запасе!
Ольга Корф