Гамазкова Инна

А-Г

Д-К

Л-С

Т-Ч

Ш-Я

Гамазкова Инна

Гамазкова Инна

Имя Инны Гамазковой впервые попалось мне среди авторов сборника «Какое сегодня утро!», который был выпущен издательством «Малыш» в 1980 году по итогам состоявшегося годом ранее VII Всесоюзного совещания молодых писателей. Три стихотворения «московского химика» были довольно традиционными, но две строчки из самого первого – «Сказка» – остались в памяти навсегда:

Раскололось солнышко
На сто одно зернышко.

Может, именно из-за необъяснимого числа сто одно?..

Творческая жизнь Инны Гамазковой сложилась счастливо, несмотря на наличие неприятностей и разного калибра «дребезг». Судьба несколько раз уводила ее в другое русло. Инна Липовна Гамазкова (такое необычное отчество имеют, как они сами утверждают, только два человека на свете: Инна и ее брат, тоже писатель, Марк Шварц) родилась в Омске. В восьмилетнем возрасте переехала в Москву. Окончила факультет биологии и химии пединститута им. Крупской. Профессиональная ее деятельность в то время была посвящена разработке средств для борьбы с насекомыми. Достигнутые результаты отражены в ряде авторских свидетельств, патентов на изобретение, а также в полученном в те же 80-е годы, когда вышла упомянутая мною книжка, звании «Изобретатель СССР», так как некоторые ее изобретения были внедрены в производство. Глядишь на веселую, остроумную и доброжелательную Инну Гамазкову и представить себе не можешь, что изобретала она в свое время ядохимикаты. Первые публикации, юмористические, появились на некогда знаменитой 16-й странице «Литературной газеты», сначала – для взрослых, потом – для детей. И уже в то время она стала лауреатом премии «Ревизор», которую присудила ей «Литературная Россия» за юмористические рассказы.

А затем произошел забавный эпизод, круто изменивший судьбу начинающего поэта. На одном из мероприятий в ЦДЛ, вместе с подругами, также молодыми литераторами Еленой Григорьевой и Валентиной Ланцетти, Инна случайно увидела известного поэта Якова Акима. Лена Григорьева заявила, что ее тетя хорошо знакома с Яковом Лазаревичем, и надо передать ему от тети привет. Так они познакомились с Акимом, и он, про тетю, правда, не вспомнив (как потом оказалось, Лена что-то перепутала, и упомянутая тетя факт знакомства отрицала), отправил трех служительниц поэтической музы в семинар «Зеленая лампа», который существовал при журнале «Юность», и где до тех пор детскими стихами не занимались.

В 90-е годы стихи Инны Гамазковой печатались регулярно и большими тиражами: например, книжка «Это я говорю» вышла в количестве 100000 экземпляров. Так раньше издавались книжки для малышей, разговаривать с которыми поэту, видимо, нравится больше всего. Потому что маленькие дети и Инна фантазируют, играют и выражают свое отношение к миру, свои чувства одинаково. Во всяком случае, похоже.

Источник ее творчества – фольклор, потому-то детей завораживают звуковой рисунок, ритмика, ясность и простота образов в стихах Гамазковой. Любимые ее жанры – считалки, загадки, скороговорки, песенки. Теплота и лиризм сочетаются в них с юмором, который наполняет все произведения Гамазковой, не позволяя просочиться ни малейшей доле «сюсюканья». Среди самых известных ее книг: стихи «У кого какие мамы», просто «Азбука» и «Азбука в загадках», «Про мальчишек, про девчонок: Озорные частушки», рассказ «Кто летает», сборник сказок «Говорящая занавеска» и книга, которая обязательной станет самой известной – блестящие, острые и умные «Сказки про нашего президента». И еще книги о художниках: об Алексее Боголюбове – «Сказка о художнике и волшебном кораблике», о Константине Юоне – «Сказка о влюбленном художнике». Ироничный взгляд Инны Гамазковой позволяет ей весело учить детей уму-разуму – например, в книжке «Что мы говорим, когда говорим» или в забавных стихах, помогающих ленивому или не очень способному преодолеть трудности в начале изучения английского языка. В течение многих лет Гамазкова работала в сказочной газете «Жили-были», что очень соответствовало природе ее таланта, веселого и доброго.

Ольга Корф

Гамазкова – это праздник! Шумный, аппетитный, весёлый! Когда мои дети были маленькие, только и слышалось: – А когда тётя Инна придёт? Потому что тётя Инна – это всегда какие-то немыслимые конфеты, поющие и говорящие авторучки, а ещё – смех, крик и хохот, ведь это только она, большая шумная тётя, знает такие смешные загадки, такие хитрые обманки, и смеётся громче всех!
А стишок, который она сочинила про моего Ваню?
Когда Ваня был маленький,
Он прятался в валенке.
Вырос Ваня – эге-ге-ге!
Виден даже в сапоге!
Этот маленький шедевр помнят все в нашей семье и передают из поколения в поколение!
Я полюбила её сразу, как только прочитала стишок про суровую мужскую дружбу:
Я стукнул Мишку по плечу,
что мне с ним интересно,
а он меня: – Привет, молчун! —
Слегка портфелем треснул….
(Мне нравится именно это начало – с портфелем и с этим хулиганским «треснул». Потом, видимо, в воспитательных целях, начало было переделано, и что-то ушло…)
Мы – не девчонки – «сю-сю-сю».
Не ходим парой, чинно…
Уж если дружим, так вовсю,
Сурово! Как мужчины!
Да, наша дружба с Гамазковой именно такая! Никаких мусипуси, вроде «Леночка», «Инночка», а сурово, по-мужски: Привет, Григорьева, или даже – Григоренко, а я ее – Привет тебе, о Гамазкова! Потому что это звучит всеобъемлюще! «Гамазкова, ты нужна мне как редактор!» – вызваниваю я её, когда мне нужна редакторская помощь. «Гамазкова, ты нужна мне как биолог», – когда надо что-то уточнить по поводу цветов, зверей, птиц – в этих вопросах она дока! «Гамазкова, ты нужна мне как друг!» – когда плохо, проблемы. «Гамазкова, ты нужна мне как доктор!» – и тут она всё знает-умеет. Однажды, когда я сильно болела, приехала и буквально поставила меня на ноги, – есть, есть у Гамазковой один чисто гамазковский рецепт, тайну которого раскрыть пока не могу…
Гамазкова и юмор – две вещи столь же нераздельные, как бутерброд с сыром или колбасой («Григорьева, а сверху положи еще дольку грейпфрута – пальчики оближешь!») Видимо, юмор заложен в ней при рождении, генетически. Представьте, она смеется даже во сне! Да-да, я сама это слышала! Однажды ночью, когда мы отдыхали с ней на Клязьме, я была разбужена её смехом! Кроме того, оказалось, что она помнит уйму самых разнообразных песен – от пионерских до блатных, дворовых. Никогда не забуду, как мы шли с ней по набережной, и её звонкий девичий голос разносился вдоль всего Клязьменского водохранилища, распугивая местных ворон и лягушек.
Гамазкова – большой ребёнок. В незнакомом месте теряется и готова заплакать, как дитя. В Переделкино, находясь в ста метрах от дачи Чуковского, умудрилась заблудиться и обидеться на меня: мол, бросила посреди дороги! А как она всему радуется! Хорошей книжке, смешной истории, фильму… Прочтёшь ей что-нибудь новенькое и ждёшь: если понравилось, засмеётся и захлопает в ладоши. Если нет, – протянет «ну-у-у…» и скорчит такую физиономию, что хоть святых из дому выноси!
Ну и кроме того, Гамазкова прекрасная сводница! В хорошем смысле этого слова! Потому что сводит незнакомых, но очень нужных друг другу людей, которые потом вместе путешествуют, отдыхают, строят дачи, пишут стихи и прочее.
А как она готовит? Вкусно и много! По принципу: большому пирогу и рот радуется! Как в её коронном стихотворении про бегемотика:
Чашку выпил,
Чайник выпил,
Бочку выпил…
Хорошо!
Да, Гамазкова – это МНОГО, ВКУСНО, АППЕТИТНО, ВЕСЕЛО! А что же её душа? Где все эти страдания, метания, слёзы по ночам и боль разлуки? О, нет, только не это! Гамазкова не кричит о своих переживаниях, не жалуется, только ночью, когда никто не слышит, тихо-тихо – «велосипеду вновь не спится, всё ноет сломанная спица…» И всё.

Елена Григорьева

Публикации:

Варежкина сказка (#10 2011)

Велосипед; Страдания; Тарелка; Вилка; Ленивый лев; Частушки (#05 2011)

Осень; Великан-ветер; Синь-синь!.. (#01 2010)

Хорошо верхом на папе! Мимо прачечной… Старшая сестра (#06 2009)

Красавица; Селезень (#03 2009)

Гость (#10 2008)

Газированная вода (#08 2008)

Прутик; Бабочка на Луне (#05 2008)

В прятки с дождиком; Угадайте (#6 2007)

Я — туча; Эге-ге-гей! (#3 2007)

Вечерний трамвай; Семья (#10 2007)

Физкультура; Я — молодец! (#07 2007)

Прекрасная вещь; Песенка (#6 2006)

На пруду; Бегемотик; Мама (#2 2004)

Суровая дружба; Уши (#12 2002)

Почему январь — первый (#1–2 2001)

Новый год — круглый год (#1–2 2001)

Дресировщики (#1–2 2001)

Дедушка-бабушка (#1–2 2001)

Угадайте, Красавица (#2 2000)