Прокофьева Софья
Л-С
Прокофьева Софья
Когда первые сказки Софьи Прокофьевой, написанные в начале 50-х годов, прочитал Лев Кассиль, он назвал ее «настоящей сказочницей». Более полувека писательница остается верной любимому жанру, увлекая читателей в мир волшебных превращений и невероятных чудес. Сама она погрузилась в этот мир, когда у нее родился сын. Для него создавались сказочные истории, в которых говорилось о самом важном: о добре, правде, справедливости и милосердии.
Софья Леонидовна Прокофьева родилась в 1928 году в Москве. Окончив художественный институт им. Сурикова, работала художником-иллюстратором. Первая ее сказка – «Ученик волшебника» – вышла в 1957 году. С тех пор появилось несколько десятков книг, ставших популярными, получивших читательское признание не только в нашей стране, но и за рубежом – сказки Прокофьевой переведены более чем на двадцать языков. В 2005 году писательница была выдвинута Национальной секцией России в IBBY на Золотую медаль им. Андерсена. Достаточно вспомнить названия самых известных сказок Прокофьевой, чтобы убедиться, что они знакомы всем, взрослым и детям. «Остров Капитанов», «Лоскутик и Облако», «Пока бьют часы», «Приключения желтого чемоданчика», «На старом чердаке», «Астрель и Хранитель Леса», «Девочка по имени Глазастик», «Веснушка – великий сыщик», длинная, из двенадцати книг, серия про Белоснежку: «Ожерелье для Белоснежки», «Белоснежка и маленький эльф», «Белоснежка в заколдованном замке», «Белоснежка и Живая вода», «Белоснежка и золотое колечко», «Белоснежка и принц», «Белоснежка и привидение» и т.д. – старые и новые книги Прокофьевой регулярно переиздаются, завоевывая сердца очередных поколений читателей. Герой ее первой книги, мальчик-волшебник Алеша, дал потрясающе точное определение сказки, которую обязательно полюбят дети: «сказка интересная, добрая и с хорошим концом». Таковы все произведения Прокофьевой, не важно, происходит их действие в выдуманной сказочной стране или в узнаваемой советской реальности, встречаемся ли мы с персонажами, словно переселенными из древних легенд и мифов или с обычными ребятишками, нашими современниками. Прокофьева знает секрет успеха, знает, каким ключиком открыть детские сердца.
Свои сказки она называет духовными. Имеется в виду то, что пришло из раннего детства, когда мама прочитала ей «сказку сказок» – «Аленький цветочек» Аксакова, которая пленила девочку «таким дивным языком, который не может не поразить своей красотой и очарованием», а главное, о чем гораздо позже задумалась писательница, – «гуманным и трогательным сюжетом». Среди авторов, любимых с детских лет, Прокофьева называет также Ершова, Андерсена и Шекспира. Влияние Андерсена на стилистику и нравственное содержание творчества Прокофьевой можно считать прямым: она также воспевает стойкость и силу духа, показывая, как любовь, верность долгу и вера помогает героям преодолеть ниспосланные им испытания. В каждой сказке Прокофьевой поставлена определенная духовная задача, и разрешение ее приближает читателей к пониманию основных законов бытия. Ведь битва добра и зла, истины и лжи, жестокости и милосердия не имеет конца, и важно определиться, на какой ты стороне. Именно поэтому сказки Прокофьевой, продолжающие славные традиции ведущих мастеров детской литературы, являются остросовременными.
И еще об одной замечательной работе Софьи Прокофьевой необходимо напомнить – о книге «Мифы, сказки, предания немецких земель». Она, безусловно, будет интересна тем читателям, которые стремятся как можно глубже узнать историю литературы, прикоснуться к пленительному аромату первоисточника.
Ольга Корф
Софья Леонидовна Прокофьева чудесная Волшебница. В написанных ею сказках удивительнейшим образом уживаются рядышком Волшебное Волшебство и простые человеческие чувства, понятные и близкие каждому мальчишке и каждой девчонке. И, как правило, эти чувства, находящие отклик в каждой душе, – в сказках Софьи Леонидовны оказываются сильнее любых Волшебных Волшебств.
Дружба, чувство долга, благородство, отвага, доброта и, главное, любовь – вот что заставляет героев книг Прокофьевой совершать Самые Настоящие Подвиги. И совершают эти подвиги самые обыкновенные мальчишки и девчонки, такие же, как вы, читатели.
Софья Леонидовна уверена – нельзя сразу родиться Героем или Рыцарем. Главными персонажами её книг часто оказываются дети, которым не чужды обычные слабости. Так, в повести «Приключения жёлтого чемоданчика» вместе с Детским Доктором на поиски чемоданчика отправляется трусливый мальчишка Петька. И, спасая других от возможных бед, он становится Настоящим Героем.
Мудрая Сказочница знает: для того, чтобы стать Героем, не всегда нужно победить огнедышащего Дракона. Главное – победить, преодолеть Драконов, живущих внутри тебя: собственные страх, жадность, зависть. Победить, даже если для этого потребуется хорошая драка. Софья Леонидовна считает, что справедливая драка – это нормально. И в этом же уверен Детский Доктор из упомянутой сказки, писавший книгу под названием: «Роль справедливой драки в нормальном развитии мальчишки»…
Очень-очень-очень хочется пересказать все-все-все сказки замечательной Волшебницы, но лучше неё это сделать невозможно. Со многими её сказками вы наверняка уже знакомы – если не по книгам, то по фильмам и мультфильмам: «Пока бьют часы», «Приключения жёлтого чемоданчика», «Лоскутик и Облако» и многим другим. Но, даже если вы смотрели эти фильмы, возьмите книги Софьи Леонидовны, прочитайте их и вы увидите, что книга всегда полнее, чем любой самый замечательный фильм.
Волшебница Прокофьева в детстве хотела стать художником. Наверное, потому, что художником был её отец. Но Сказочное Царство звало и манило её волшебными огоньками, оно ждало свою Волшебницу. И она пришла в это царство, поселившись в нём навсегда.
Многие Волшебники выдумывают свои Сказки. Софья Леонидовна сначала их видит – не целиком, только краешек, ниточку. Случается это по-разному. Однажды она отдыхала в Прибалтике и увидела над головой облако, похожее на забавного человечка, грустного и немножко обиженного. И пока Волшебница удивленно (Настоящие Волшебники всегда удивляются, когда видят что-то необычное, не удивляются только скучные люди) рассматривала проплывающее над ней и мимо неё живое существо, оно на глазах превратилось сначала в одну собачку, потом появилась еще одна, потом – третья… И вскоре над Волшебницей плыла целая стайка пушистых собачек. Так родилась чудесная, моя самая-самая любимая сказка «Лоскутик и Облако». Вначале было Облако, за ним последовало королевство, где нет воды, и куда это Облако залетает. Потом к этому очаровательному персонажу присоединилась грустная девочка, которой Облако помогает.
Сюжет другой сказки родился ещё более таинственно. Волшебница сидела рядом с Астрид – женой сына. На улице быстро смеркалось, свет в комнатах не зажигали. Астрид была в светло-серебристом платье, у неё сребристые волосы и светло-серые глаза. В комнате становилось всё темнее, и Волшебница увидела, что Астрид у неё на глазах… исчезает, тает в сумерках. Софья Леонидовна включила свет и с радостью увидела, что Астрид никуда не исчезла. Так появилась на свет героиня другой известной сказки. Астрель – принцесса, исчезающая в сумерках.
Многие считают, что сказочники пишут как в голову взбредёт. Чем больше наврал, тем лучше. Это совсем даже не так. Софья Леонидовна в юности пересказывала известную легенду «Гамельнский крысолов». И написала, что в городе Гамельне повсюду появились серые крысы. Вера Николаевна Маркова, мачеха Софьи Леонидовны, тут же поправила её: «Что ты! Какие серые крысы в четырнадцатом веке?! В это время в Европе были только чёрные крысы. Серые появились только через сто пятьдесят лет, они переплыли Средиземное море!». Софья Леонидовна жила в хорошей сказке, поэтому и мачеха у неё была хорошая. Они очень дружили и даже вместе написали одну книжку.
У Софьи Леонидовны, как и у всех Настоящих Волшебников, есть свой Большой Секрет. Она всегда учится. У всех, даже у… детей.
Однажды она читала маленькому сыну сказку, в которой мальчик качался на стуле и кричал: «Но-о-о, вперёд, моя лошадка!» Софья Леонидовна воскликнула: «Смотри, Сережа, совсем как ты!» Но Сережа обиделся до слёз и сказал: «Глупая сказка! Разве стул – это лошадь?!» И тогда она поняла, что фантазии для детей – реальность. И для детей нужно писать так: «Открылось окно, и через подоконник перескочил чудесный конь и сказал: – Вставай, пора отправляться в опасное путешествие!»
Однажды я спросил Волшебницу:
– Внучке вы уже свои сказки читаете? Она вас ещё не критикует?
Софья Леонидовна улыбнулась:
– Прочитала я ей свою сказку «Белоснежка в пещере ужасов». И она мне сказала: «Надо же, какую ты, бабушка, гадость написала. И страшно, и грустно». Вот так она мои сказки читает. Мой самый строгий критик.
Это, конечно, просто забавный случай.
Сказки Волшебницы Софьи Леонидовны Прокофьевой любят не только дети в России, они переведены более чем на двадцать языков. И это очень здорово, что такие замечательные сказки читают дети всего мира!
Вот сколько Тайн Настоящей Волшебницы Софьи Леонидовны Прокофьевой я вам сегодня открыл! Теперь вы знаете, что Волшебники всегда учатся. А ещё вы знаете, что сказки делают из облаков и из сумерек.
Однажды Софья Леонидовна получила письмо от девочки, прочитавшей сказку «Пока бьют часы». В письме девочка написала, что это такая хорошая сказка, что, наверное, вы уже умерли, потому что хорошие писатели уже все умерли. Волшебница хранит письмо, и считает, что это – очень высокая похвала.
Но вы не волнуйтесь, Волшебница жива! И скажу по секрету – будет жить ВСЕГДА. Потому что Настоящие Волшебники жили и будут жить ВЕЧНО. До тех пор, пока дети читают их книги.
Виктор Меньшов
Если кто скажет, что Софья Леонидовна Прокофьева – известный детский писатель – милый и добрый человек, никто не удивится. Доброту и мудрость чувствуют дети и животные. Но Софья Прокофьева – ещё и фантастический дрессировщик кошек. Да! Да! Да! Я сам тому свидетель. Своими глазами видел.
Её звали Кася. По внешнему виду она мало отличалась от помоечных кошек, правда, хвост у неё был пушистый.
Но вот Софья Леонидовна что-то шепнула ей на ухо, а потом громко, уже для меня, сказала:
– Кася, изобрази герб семьи.
И тотчас Кася прыгнула на шкаф. Положила переднюю лапу на голову гипсового мальчика. Хвост подняла кверху и замерла в позе зверя, которого изображают на рыцарских гербах.
– Какое слово ты шепнула Касе? – спросил я у Софьи Леонидовны.
– О, этому меня научили. Быстро закрой глаза, и увидишь – кто.
– Как же я увижу, если…
Но не стал спорить и закрыл глаза.
Сразу же я очутился в густом лесу. Около замшелого пня сидела Софья Леонидовна, а вокруг неё собрались семь гномов. На коленях у неё восседала Белоснежка.
– Ой-ля-ля! – Софья Леонидовна хлопнула в ладоши, и внутри пня загорелись окошки, открылась дверь.
Я понял, что это домик. Из открытой двери выбегали всё новые и новые гномы. Они кружились в хороводе, и с ними вместе – сама Сказочница.
Но это было только начало чудес. А потом я увидел море. По морю плыли старинные корабли. Моряки стояли вдоль бортов. И капитаны отдавали честь Сказочнице. Гудел ветер в парусах новых сказок Софьи Прокофьевой.
– Счастливого плаванья, – шептал я, не открывая глаз.
А где же «Жёлтый чемоданчик»? Её знаменитый «Жёлтый чемоданчик», известный и по фильмам, и по пьесам, и по книгам. Где он?
Ну конечно, он был в руках у Софьи Леонидовны…
Я готов был долго стоять с закрытыми глазами, потому что так лучше видны чудеса, которые Сказочница, оказывается, доставала из своего чемоданчика.
Когда солнце скрылось за верхушками леса, появилась принцесса в тонком серебристом платье. Она танцевала и потихоньку таяла, исчезала. И в этом не было ничего удивительного, потому что это была Астрель – принцесса сумерек, исчезающая в темноте…
Потом я всё-таки открыл глаза и спросил у Софьи Леонидовны, какое слово она шепнула Касе.
– А это ребята должны сами догадаться. Оно состоит из шести букв, начинается на «С», а кончается на «А».
Дорогие ребята! – это уже я говорю. – Уверен, что вы догадаетесь.
А ещё я хочу рассказать вам, что Софья Прокофьева была вначале не писательницей, а художницей. И по секрету могу ещё добавить: «Ждите от неё новых чудес. Она – самая настоящая Волшебница».
Никто не удивится, что мне захотелось от имени всех ребят подарить ей цветы. И я полетел над землей, правда, невысоко. В руках я держал букет, а сзади у меня, как у Каси, был пушистый хвост. Я поднимал его к небу.
Георгий Балл
Публикации:
Кузнечик и скрипочка (#4 2002)
Сказка о самом большом друге (#5 2001)
Как я была детским поэтом Ириной Токмаковой (#4 2001)
Книги:
Лоскутик и облако (2009)
Тайна хрустального замка (2007)
Девочка-свеча (2007)
Глазастик и ключ-невидимка (2007)
Замок Черной королевы (2006)
Девочка-свеча (2006)
Маша и Ойка (2005)
Глазастик и ключ-невидимка (2004)
Королевство семи озер (2004)