Снегирев Геннадий

А-Г

Д-К

Л-С

Т-Ч

Ш-Я

Снегирев Геннадий

Когда я ещё не умела читать сама, мама читала мне рассказ Геннадия Снегирёва. В рассказе мальчик настриг с верблюда рыжей шерсти себе на варежки. Рассказ так и назывался «Верблюжья варежка». С тех пор я думала, что Геннадий Снегирёв – это маленький мальчик.

А он оказался похожим на дядюшку Ау – седой и косматый. Когда он начинает рассказывать, стены маленькой кухни вдруг раздвигаются до размеров нашей большой земли, вдоль и поперек исхоженной Снегирёвым. Лоси едят мухоморы, пингвины слушают, как гудит примус, священники схватываются в рукопашной с волками и медведями, а старец из племени Ак сидит у костра, запрокинув голову, смотрит на Млечный путь и говорит: «Вот я помру и буду там соболевать. Там самые лучшие соболя».

Он привозил из поездок рассказы и бабочек. Мадагаскарские бабочки на стенах похожи на шелковые платки – неправдоподобно большие и яркие. Рассказы похожи на сказки. В них всегда происходит что-то необычное, только не все это замечают. Корней Чуковский однажды спросил у Снегирева про его книжки: «Так было?» Снегирев ответил: «Так могло бы быть». Детская литература – это не то, что написано взрослыми для детей. Это то, как видит ребёнок.

Его рассказы часто жестоки. От рук сильного, смелого и знающего человека гибнут медведи и осьминоги, тюлени, соболя и маленькая рыбка лампанидус; морской леопард поедает пингвинов, соболь – глухарей… Наверное, любая книга должна быть жестокой, ведь даже Библия – непрерывная история ошибок, предательств и смертей. И всё-таки в большинстве рассказов, как и в жизни, вдруг происходит простое чудо, которое позволяет планете продолжать вертеться. Люди поворачивают корабль, чтобы вернуть на льдину плачущего белька – детеныша тюленя. Осьминожка отпускают «на подводную полянку, где помельче и вода потеплее: ведь он ещё совсем маленький!»

Снегирёв видел очень много, а то, что не видел сам, прочитал в книжках. Есть такие люди – родом из книжек. Они всегда ищут земляков: «Бунина ты читала? А Сарояна? А Чехова? Как можно не любить Чехова? Его не любят только те, кого заставляли читать Чехова в школе».

А Снегирёв ходил в школу всего три года, а потом учился в ремесленном училище, был учеником препаратора на кафедре ихтиологии МГУ, лечил рыб, занимался боксом, ходил в экспедиции на «Витязе» и на спасательной шлюпке, разводил бобров, гонял оленей, слушал людей и птиц и записывал, записывал, записывал…

Когда я была маленькой, мама читала мне Геннадия Снегирёва. А сегодня я приехала к нему читать вслух «Кукумбер». Сам он уже не может читать – год назад ослеп. Древнегреческий поэт Гомер тоже был слепым. Может, это происходит с теми, кто успел за жизнь увидеть слишком много?

Поэтому книжку Снегирева я подписала себе сама, под его диктовку. А он расписался.

Евгения Тиновицкая

«Пустыня, как море, только вместо воды песок. И песок в пустыне как волны. Волны песка называются «барханы». В сильный ветер барханы передвигаются и засыпают всё на своем пути»…

Геннадия Снегирёва относят к природоведам, мастерам познавательной литературы. На самом же деле он – настоящий поэт, только пишет свои стихотворения прозой. Простыми средствами, кратко, без нарочитых красивостей создает он столь необычную и запоминающуюся картину, что видишь далеко в глубь, гораздо больше сказанного. Таковы его рассказы о деревьях, о птицах и животных из цикла «Чудесная лодка», маленькие повести «Голубая Тува», «Очерки о природе», в которых определено место человека в живом мире – не хозяина, а исследователя и равноправного партнёра.

Неожиданные встречи с обитателями царства животных рождают и необычные слова. Увидел он на болоте лягушку: «Маленькая совсем, а кричит так громко! Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце».

Писатель считает: «Для того чтобы писать для детей, да и для взрослых, нужно очень хорошо знать жизнь и иметь слух на язык».

Жизненный опыт у него был богатый. Родился Геннадий Снегирёв в Москве, на Чистых прудах. Ребёнком был необычным, как говорили раньше, «трудным» — закончил три класса, но ему засчитали четыре, лишь бы ушёл из вечерней школы. Во время эвакуации был подпаском – там, под Чапаевском, он навсегда запомнил красоту волжской степи. Вернувшись в Москву, случайно устроился работать на кафедру ихтиологии МГУ. Общаясь со старыми интеллигентами, работавшими на биологическом факультете, выдающимися учеными, мудрецами, знатоками всего на свете, он и получил образование. Главным его учителем стал профессор В.Д. Лебедев, знаменитый полярный летчик, Герой Советского Союза, личность во всех отношениях необыкновенная. «Как-то я ехал с ним без билета, он положил на меня матрас, а сам на него лег», — с восторгом вспоминал Снегирев. Не теряться, не отчаиваться, искать выход из любого положения – эти уроки пригодились молодому человеку очень скоро. Он занимался боксом, и однажды, когда у него была ангина, вышел на бой, после чего получил серьёзное осложнение на сердце. Два года пролежал, потом поднялся, решил: «пан или пропал» – или выздоровею или умру — и нанялся лаборантом на «Витязь», научно-исследовательское судно, которое отправлялось изучать глубоководных рыб Курило-Камчатской впадины. Болезнь отступила, а многочисленные впечатления от этого и других путешествий скоро стали книгами для детей.

Ольга Корф

Публикации:

Морской сазан (#4 2006)

Чудесная лодка (#2 2006)

Танец верблюдов (#9 2005)

Весной (#8 2005)

Лесник Тилан (#10 2005)

Хитрый бурундук (#3 2004)

Ослик (#8 2003)

Ворон; Дикий зверь; Бобренок (#6 2003)

Скворец (#5 2003)

Верблюжья варежка (#4 2003)