На главную страницу
КНИГИ
КОНТАКТЫ
АВТОРЫ
ХУДОЖНИКИ
АРХИВ
РУБРИКИ
ПРОЕКТЫ
Архив номеров/2002/#1


Бубнова Людмила — Рассказы про Виктора Голявкина


Голявкин на даче

Голявкин жил летом в посёлке Лисий Нос под Ленинградом (!) в двухэтажном деревянном доме на улице Морские Дубки, что стоит на самом берегу Финского залива прямо на пляже. И жило в доме соседей полным-полно, словно в муравейнике.

Сидит он однажды на брёвнышке под старым раскидистым тополем, задумчиво смотрит вдаль: лодки качаются на волнах. А вверху самолёт чертит белую полосу на золотом небе.

Вдруг вбегает во двор мальчик Петя с радостным криком и показывает своей бабушке маленькую рыбку в стеклянной банке.

– Поймал! Поймал!! У меня будет жить рыбка.

– Не жилица твоя рыбка. У неё губа разорвана. Ты поранил её крючком. Накорми лучше рыбой кота, – говорит бабушка.

– Не хочу я отдавать мою рыбку вашему жирному коту! – говорит Петя.

– Тогда зачем ты её поймал?

– Там все ловят, а я, что, хуже? – занюнил Петя.

– Где ты поймал рыбку? – спрашивает Голявкин.

– В пруду.

– Ты мне его покажи, – Голявкин идёт с Петей к пруду.

Вокруг сидят мальчишки с удочками и ждут, когда клюнет глупая беспечная маленькая рыбка. Лысый берег истоптан детскими ногами. Разная дрянь набросана в воду.

– Неужели в этом пруду ещё может водиться рыба? – говорит Голявкин.

– Я поймал! – хвастается Петя.

«Значит, водится, иначе они бы тут не сидели», – думает Голявкин.

– А почему бы вам не ловить рыбу в заливе, близко отсюда? – спрашивает Голявкин.

– А тут ближе! – уверяют детские голоса.

Голявкин никогда не читал детям нотаций. Вообще много не говорил. Он уважал детей, писал для них рассказы, да и то короткие.

Тут, ни слова не говоря, он сделал вот что. Он выломил длинную гибкую ветку в зарослях сорного кустарника и сделал из нее удочку. Накопал червяков в листок лопуха. Пришёл к пруду и первым делом вытащил старую автопокрышку от колеса, которую сами же удильщики затолкали в воду. Он положил шину на берег и сел на неё, словно на пенёк. Приладил к леске червяка и стал ждать поклёвки. Скоро удочка дёрнулась, червячок был съеден, он прикрепил свежего. Он сидел среди удильщиков и у него одного беспрерывно клевало, а больше ни у кого удочка ни разу не дёрнулась. Похоже, рыбы косяком шли на сладкую наживку, минуя крючки.

Но ни одной рыбки он не поймал – вот что странно.

Мальчишки присмотрелись: в чём дело?

– Да у вас крючка нет на удочке!

Ребята стали на перебой предлагать крючки: каждый держал в запасе несколько штук безобразно острых крючков.

Голявкин удивился, но брать отказался.

Он скормил рыбам всех червяков и переломил удилище на мелкие части.

– Что это вы, дядя? – удивились мальчишки.

– Здесь нет здравого смысла! – сказал Голявкин. Он отнёс палки Петиной бабушке на растопку круглой ребристой домашней печки и, может быть, сел писать новый рассказ. Сам он обходился без печки, потому что лето и потому что молодой – и так жарко.

Мальчишки, конечно, не знали, что такое здравый смысл, никогда не слышали. Но, может, это что важное, раз взрослый дядька говорит. Поглядели в воду, походили вокруг пруда.

От неизвестного бывает неуютно, боязно и жутко. Скоро они смотали удочки. А потом и вовсе перестали сюда ходить. Здравого смысла нет – что же тут выудишь?

Берега пруда скоро обросли свежей зеленой травой. Раскрылись желтые кувшинки в воде по закраинам. Лягушки заквакали. Иногда бравая рыбешка вскакивала над водой, поблескивала на солнце и снова ныряла вглубь.

Иногда чей-то мальчонка подбегал к пруду, усаживался на обросшее свежей мягкой травкой колесо, как на пенёк, смотрел, как плавает утка со своим выводком, слушал, как она крякает – учит малых утят уму-разуму.

Возможно, мальчик догадывался, что это и есть здравый смысл, который он видит воочию.

Беспредельная любовь к животным

Голявкин зашел к своему приятелю. Тот смотрел по телевизору передачу о любви и бережном отношении к животным и не мог оторваться. Он пригласил Голявкина досмотреть сюжет до конца.

Хозяйский кот при этом уселся на телевизор и с интересом смотрел в окно, что происходит на улице. Свой пушистый хвост он опустил прямо на экран и поводил им туда-сюда, из стороны в сторону – совсем загораживая экран. Попросту согнать его нельзя, раз речь идет о бережном отношении. Надо было дождаться, когда кот сам догадается слезть с телевизора или хотя бы убрать с экрана свой хвост.

Хозяин подошёл к коту и отвернул его хвост от экрана.

Кот недовольно мяукнул, опустил хвост на прежнее место и только чаще зашевелил им туда и обратно. Хозяину стало ещё неудобнее смотреть передачу.

На слова кот не реагировал, сколько не уговаривали, из-за хвоста почти невозможно стало следить за нравоучительной историей, мелькающей на экране, но сильно хотелось досмотреть её до конца.

Голявкин, видя безвыходность положения, посоветовал хозяину пойти на уловки.

– Ты запусти ему в морду комара, их у тебя как в комарином болоте, поймать не проблема. Кот погонится за комаром и соскочит с телевизора.

Кот комара не заметил в силу слабого кошачьего зрения. Даже ухом не повёл, зато хвостом водил по-прежнему.

Тогда Голявкин советует:
– Пусти муху прямо ему под нос.

Муха летала возле котового носа. Кот шевелил ушами и вертел башкой в сторону мухи. Но, видно, не верил в свои силы поймать вертихвостку.

Тогда Голявкин взял таракана, лениво ползущего по стене, и поставил его носом к носу с котом.

Кот махнул лапой, таракан поспешно удрал в щель к своим проворным собратьям. Приятель только беспомощно развёл руками.

Голявкин не сдавался: он заарканил мышонка, из тех, что шуршали в углу комнаты, и пустил его коту под нос.

Вот тут кот среагировал мгновенно: мышонок оказался внушительным объектом. Он спрыгнул с телевизора, погнался за мышонком, загнал его снова в угол и – освободил экран телевизора от своего хвоста. Хозяин мог свободно досматривать любимую передачу.

Голявкин понимал: для полной благостной картины не хватает крыс, змей, собак, ежей, лягушек и ещё каких-нибудь куяв…

Его кусали комары, роились мухи возле его носа и нахально, не спросясь садились прямо на лицо. Наконец, он встал и сказал:
– Я сейчас приду…

Ушёл. И больше сюда не вернулся.





Copyright РИГ "Наша Школа"
Все права защищены © 2002
книги контакты авторы художники архив рубрики проекты