Астрид Линдгрен: «У тебя получается»

Меньшов Виктор — Астрид Линдгрен: «У тебя получается»

Рубрика: Перевод

«Я думаю, что дети во всех странах очень похожи друг на друга. Очевидно, мне удалось уловить что– то важное в детской душе, и поэтому дети узнают себя в моих книгах. Они пишут мне: «У тебя получается». Они верят мне».

Астрид Линдгрен

Что можно написать об Астрид Линдгрен такого, что ещё не написано? Это всё равно, как писать стихи о луне. Книги её изданы огромными тиражами, превысившими 80 миллионов(!) во всех странах мира, Пеппи Длинныйчулок, Малыш и Карлсон известны каждому. «Пеппи» вошла в список лучших книг всех времён и народов, составленный в результате опроса ста писателей разных стран мира.

Астрид Линдгрен – первой из женщин при жизни был поставлен памятник, её именем названа планета. Всевозможных премий у неё столько, что она как– то пошутила, что на двери её дома пора вывешивать объявление о том, что «Премии принимаются по пятницам с 10 до 12».

Она на всю жизнь запомнила детство на одном из многочисленных островов Швеции, в Смоланде, на арендованной ферме – трудное и счастливое, о котором после всегда говорила: «Там ничего не было. Только вода, камни – и счастье. Счастье…»

Только не стоит думать, что жизнь писательницы была безоблачной, а сказки и повести её – легкомысленны и беззаботны. Они просты, как крестьянский хлеб, но порой и горьки, как луковица. И всегда нежны и лукавы. Никогда Линдгрен не уводила детей в мир сказок из мира проблем, хотя своим детям часто говорила: «Давайте я вам лучше сказку расскажу. Всё остальное – слишком сложная ерунда». В этой вроде бы легкомысленной фразе заключена мудрость «главной бабушки» Швеции. Да, истина и справедливость – в мире детских фантазий, всё остальное – ерунда. Но – слишком сложная ерунда.

Вот почему многие персонажи Линдгрен – сироты. Вот почему она пишет не только о весёлом, но и о грустном. В книгах об Эмиле, самом любимом персонаже Линдгрен, переплелись выдумка и её воспоминания о собственном детстве, рассказы отца. Эмиль не просто озорник и проказник, он постоянно добивается равноправия, мужественно отстаивая права маленького человека. Повести об Эмиле – гимн человеческому достоинству и любви, которая сильнее смерти.

Не случайно шведские критики называли её «лихим гением 40– х годов, взрывающим все условности и ограничения».

Выступая в Союзе немецких книготорговцев в 1978 году она сказала:
«И детям, и взрослым необходимы рамки и взаимное уважение – вот чего я желаю всем. Для тех, кто кричит о необходимости «твердой руки», я хочу рассказать историю, которую услышала от одной пожилой дамы.

Когда она была молодой мамой, люди верили, что без розги хорошего человека не вырастишь, – вернее, сама она в это не верила, но однажды её маленький сын провинился, и ей показалось, что он впервые в жизни заслужил хорошую порку. Она велела ему пойти и самому сорвать розгу. Мальчик ушёл и долго не возвращался. Наконец он пришел весь в слезах и сказал: «Розги я не нашёл, но вот тебе камень, который ты можешь в меня бросить». Тут мама тоже расплакалась, потому что вдруг увидела всё глазами ребёнка. Ребёнок, наверное, подумал: «Мама хочет сделать мне больно, для этого ведь и камень подойдет».

Затем она положила камень на кухонную полку, где он и остался лежать как вечное напоминание об обещании, которое она дала себе в тот момент: никакого насилия! <…>

Неплохо было бы нам всем положить на кухонную полку небольшой камешек как напоминание детям и самим себе – никакого насилия!»