Яблоко или копьё?

Клиентов Алексей — Яблоко или копьё?

Рубрика: Мастер каверзных вопросов

Художник: Дымова Наталья

Пётр Петрович Гнедич, драматург и историк искусств, написал такие строки: «Весёлая природа и беззаботное миросозерцание грека создали весёлый праздничный культ. Ни в одной стране мира не возникло богов, более родственных человеку, как в Греции».

И среди истинных шедевров эпохи эллинизма – знаменитая Венера Милосская – статуя богини Афродиты.

Бесчисленные копии украшают экспозиции многих музеев мира, а сама «безрукая» статуя в наши дни стала даже героиней анекдотов, карикатур и шуток. Увы, это своеобразная цена за известность и популярность, вернее, их обратная сторона.

И всё же тайны и загадки окутывают мраморное изваяние богини любви, рожденной, если верить древним мифам, из морской пены у берегов острова Кипр.

Правда, история самой статуи связана с другим островом – Милос.

…Весной 1820 года крестьянин по имени Юргос копал землю. Вдруг его лопата, звякнув, наткнулась на что-то твердое. Крестьянин решил, что это древний обтёсанный камень. Что ж, не бог весть какая находка, но в хозяйстве может пригодиться. Такие камни порою попадались на острове, и местные жители пускали их в дело – использовали для строительства своих домов и сараев.

Юргос принялся за работу и вскоре выкопал большую каменную плиту, ещё несколько камней. Но главной находкой стала древняя мраморная статуя полуобнаженной богини. Статуя находилась под сводами каменной ниши.

Крестьянин знал,что такие находки можно выгодно продать коллекционерам и другим любителям древностей. Но самое интересное, что у Венеры Милосской, а это, как вы уже догадались, была именно она, с руками всё было в полном порядке!

Сохранилось описание статуи. Его сделал Жюль Себастьен Сезар Дюмон Дюрвиль. Это знаменитый французский ученый, океанограф и мореплаватель 19-го века. Он ещё совершит кругосветное плавание на судне «Астролябия», обнаружит следы погибшей экспедиции Лаперуза, исследует острова Океании и откроет Землю Адели в Антарктиде. Но тогда он на гидрографическом судне проводил исследования в районе острова Милос.

Дюмон Дюрвиль, узнав о находке, побывал у Юргоса и видел статую богини, стоявшую в ожидании покупателя в простом крестьянском сарае. Вот строки из дневника Дюмон Дюрвиля: «В левой поднятой кверху руке она держала яблоко, а правой придерживала ниспадавшее от бедер одеяние. Впоследствии руки были повреждены и в настоящее время отделены от туловища».

Но почему же руки Венеры оказались «повреждены» и «отделены»? Они пострадали во время… потасовки! Нет, конечно, мраморная богиня сама не дралась, это делали люди…

Дюмон Дюрвиль хотел купить статую, но Юргос запросил слишком дорого. Спустя несколько дней в Стамбуле Дюрвиль рассказал о мраморной богине французскому послу маркизу де Ривьеру. Тот заинтересовался находкой крестьянина и послал на остров Милос секретаря посольства Марцеллюса. Секретарь выполнил поручение и привез статую. Но Венера была уже без рук…

Оказалось, что когда Марцеллюс прибыл на остров, то крестьянин уже продал статую одному священнику. Как пишет Дюмон Дюрвиль, «священник хотел преподнести её в дар переводчику константинопольского паши… Марцеллюс принял меры, и священник, в конце концов, не без сопротивления согласился уступить её».

Что же случилось с Венерой и что за меры принял Марцедлюс? «Не без сопротивления» – это означало, что священник отказывался уступать статую. Но решительный секретарь посольства приказал своим матросам силой забрать её. Началась драка, в которой победили люди Марцеллюса. Но во время этой потасовки Венера и лишилась своих рук. Их судьба неизвестна. В наши дни знаменитая Венера Милосская находится в Дувре, в Париже, куда её передал маркиз де Ривьер.

…Богиня любви – прекрасна, сдержана и величава. В зависимости от точки, откуда рассматривать скульптуру, она кажется то гибкой, в движении, то спокойной и задумчивой… Но отсутствие рук – это возможность для самых различных предположений и фантазий.

Кое-кто полагал, что богиня одной рукой опиралась на копьё. А другие считали, что Венера лишь часть большой скульптурной группы, и одну руку она положила на плечо богу Марсу…

Полустёртые буквы на основании можно принять за имя скульптора – Агесандр или Александр, но полностью имя прочитать не удалось. Установлено лишь время создания скульптуры – конец 3-го – начало 2-го века до нашей эры.