Романова Наталья

А-Г

Д-К

Л-С

Т-Ч

Ш-Я

Романова Наталья

Л. А. Винокурова, Российская государственная детская библиотека:

Наталья Игоревна Романова – интересное, не совсем обыкновенное явление в современной детской литературе. Её книги – тонкое и точное, неразрушающее исследование на живых объектах, как бы реализация профессии биолога в художественной литературе, так как на первое место “я всегда ставлю художественную ценность того, что делаю”, – говорит писательница.

Книги Натальи Романовой – это книги человека, который любит природу и умеет о ней писать. Но это ещё и книги учёного, который вложил в них опыт исследователя. Недаром в отзывах детей, читавших её книги, отражается неподдельный детский интерес к наблюдениям о природе, искреннее проявление любви ко всему живому.

Пришла она из мира ученых и прочно заняла место в рядах авторов книг для детей, выпустив за эти годы 20 книг отдельными изданиями и около 40 публикаций в периодике. Н.И. Романова после успешного окончания биолого-почвенного факультета МГУ им. М. Ломоносова в 1958 году пробует писать для детей. Ее рассказы всегда сюжетны и часто похожи на стихи в прозе. Вот один лишь пример из многих: “Желтые листья покрывают дорожку, желтые листья, как желтая кровля, повисла над ямкой, желтые листья кружатся над пнем” (“В конце лета”).

Романова убеждена в том, что красота окружающего мира входит в ребенка с детства. И она стремится писать о тех, кто обитает вокруг, и диапазон персонажей достаточно широк (муравьи, червяки, пауки, птицы, кошки и т.л.), чтобы ребенок мог сопоставить прочитанное с тем, что он видит и, наблюдая, сможет узнать сам.

Книга Н. Романовой “ Дайте кошке слово” – довольно серьезная и сложная. Хозяйке, удрученной большим горем, приносят маленького, почти слепого котенка. И она его выхаживает теплом и лаской. Котенок, не видя рядом матери-кошки, запечатлел, вобрал в себя образ хозяйки и “решил”, что он тоже из клана людей. Воспитание “необыкновенного” кота привело хозяйку к мысли более глубоко изучать поведение Коти.

Эту книгу нельзя назвать просто познавательным чтением или практическим пособием по содержанию кошек . Она гораздо глубже, философичней. Это как бы допуск для юных в науку, в творческий поиск и, в то же время, предупреждение о нелегкости этого пути.

Повесть заставляет задуматься над важными вопросами: что нужно для развития в себе качеств исследователя, ученого; можно ли поверить в “идеал” сближения всего живого; для чего нужны человеку собаки и кошки ; правомерен ли тот “угол”, под которым автор предлагает рассматривать определение “посланцы природы”, а также вопросы психического, психологического сближения. Науке о поведении животных (этологии), когда начнется период обобщения фактов и создания теории, будут нужны “те эмоциональные подробности”, которые существуют пока в художественной форме в книгах современных крупных этологов мира – Лоренца, Шовена. К этому ряду можно отнести и книгу Н. Романовой , стоящую на научном фундаменте и крепко замешанную на терпеливой, тонкой наблюдательности биолога-ученого и большой любви к животным. Книга эта многоступенчатая, и такие главы, как “Импринтинг”, “Характер и эволюция”, “Когда индивидуальность мешает”, “Думают ли животные”, с научными терминами (инсайт, парадигма и др.) не очень просты, но необычайно интересны. И будут под силу, вероятно, тем старшим ребятам, которые уже всерьез занимаются в биологических кружках или обществах. “В наше время, – пишет Романова , – литература о животных, можно сказать, завоевывает мир. ”Животное – тоже человек!” – приблизительно так кричат эти книги. И моя книга кричит о том же”.

Книги:

Дайте кошке слово (2006)